Броненосец "Император Александр II"
Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин. Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах.
Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию — Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи — Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты, каркас барбетной установки главного калибра — Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут, паруса и шлюпки — Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму — Путиловский, электрооборудование — фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).
15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III. На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.
25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт, где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.
28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.
Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик. Необходимые работы были проведены в течение месяца.
Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним — её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.
Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.
5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала. Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлова.
В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин», минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.
14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.
К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий», а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.
Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров, которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.
24 июня корабль прибыл в Суду, где на нём поднял свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал П. П. Андреев. После этого «Александр II» вместе с другими кораблями эскадры занимался учениями, совершал походы, наносил визиты…
2 июня 1898 года в левом коридоре у угольных ям произошёл взрыв, в результате которого пострадали 8 человек, из которых двое впоследствии умерли. Причиной взрыва стало неосторожное обращение с огнём в загазованном помещении (кочегары знали, как вести себя в угольных ямах, но потеряли бдительность в смежном помещении). Сам корабль серьёзных повреждений не получил и продолжал плавание.
28 октября на борт поднялся новый командующий — контр-адмирал Н. И. Скрыдлов. Вскоре после этого корабль пошёл в порт Пола, где 19 ноября встал в док на три недели. Помимо работ по корпусу, за это время заменили трубки в холодильниках. Механизмы корабля находились в хорошем состоянии, хотя котлы уже почти выслужили свой 10-летний срок эксплуатации. После ремонта корабль испытали: при всего 64 оборотах он развил скорость 11,75 узла (максимальную скорость развивать не пытались). 26 декабря «Александр II» перестал быть флагманом: Н. И. Скрыдлов перешёл на крейсер «Герцог Эдинбургский».
В июне-июле 1901 года броненосец прошёл третье докование, на этот раз во французском Гавре, после чего ушёл на Балтику. 24 августа 1901 г., во время стоянки в Копенгагене, корабль посетил император Николай II, наносивший в это время визит в Датское королевство. Дальнейший путь корабля лежал в Гельсингфорс (Хельсинки) и в Кронштадт, куда он вернулся 7 сентября.
По продолжительности средиземноморский поход «Императора Александра II» не имеет аналогов в истории русского флота. За 61 месяц, проведённый вдали от родных берегов, броненосец прошёл около 36 тысяч миль и сжёг 19,5 тысяч тонн угля. В береговые госпитали за эти годы было отправлено 147 человек, из них 12 умерли. Сбежало с корабля в поисках лучшей доли всего четыре матроса. Большую часть похода «Александр II» нёс адмиральский флаг: он был флагманом адмиралов П. П. Андреева, Н. И. Скрыдлова, К. Р. Вальронда и А. А. Бирилёва. За это время на броненосце сменилось три командира: со 2 июля 1896-го по 24 января 1898 года им командовал К. П. Никонов, затем до 17 октября 1890-го — И. И. Хмелевский, а остальное время похода — М. А. Броницкий.
Комиссия, осмотревшая корабль после столь долгого похода, нашла его в целом в хорошем состоянии. Примечательно, что после столь долгого плавания броненосец смог на мерной миле развить скорость 14,43 узла при 75–78 оборотах и 80 фунтах давления пара. Котлы были признаны годными к дальнейшему использованию на протяжении трёх лет при службе корабля в Учебно-артиллерийском отряде, хотя, конечно, их следовало всё же заменить.
Зимой 1901—1902 гг. на корабле проводили лишь мелкие работы, а замену котлов отложили: весной корабль включили в Учебно-артиллерийский отряд, которым командовал контр-адмирал З. П. Рожественский. В числе других кораблей отряда летом 1902 г. «Александр II» участвовал в «образцово-показательных» стрельбах в присутствии Николая II и германского императора Вильгельма II. 1903 год корабль снова провёл в Учебно-артиллерийском отряде, которым теперь командовал контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам. И лишь после этого броненосец стал на основательный ремонт.
Сначала заменили часть катков барбетной установки. В конце года поступило, наконец, распоряжение приступить к замене котлов. С корабля сняли артиллерию и трубы, демонтировали некоторые вспомогательные механизмы и начали разбирать котлы. Однако после начала русско-японской войны работа практически остановилась. К ремонту вернулись лишь в конце 1904 — начале 1905 года, заодно заменив артиллерию. За исключением оставшихся прежними 305-мм орудий, корабль получил пять новых 203-мм пушек (четыре заняли место старых 229-мм, а пятую поставили на корме), восемь 152-мм и четыре 47-мм на батарейной и четыре 120-мм на верхней палубе. Заменили рангоут и динамо-машины, демонтировали бортовые торпедные аппараты, установили новые прожекторы.
Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.
С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн. В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором, хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард, Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го — А. М. Лазарев.
В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.
7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом.
События в городе:
12 августа 1893 года состоялась церемония официальной закладки Военного порта. Накануне в аванпорт вошли и стали на бочках корабли Балтийского флота, во главе с императорской яхтой “Полярная Звезда” и эскадренным броненосцем “Император Александр II”. Почетный караул с броненосца встретил царя у закладочного павильона в 9-35 утра. Александр III принял строевой рапорт командующего войсками округа, поздоровался с караулом и в сопровождении императрицы, наследника, великих князей и свиты направился в павильон. Там, после молебна, почетные гости положили в специально подготовленные массивы серебряные монеты. Затем поверх монет поместили закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.
Использованные источники:
Википедия - Броненосец "Император Александр II"