Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»
Дмитрий Донской — первый российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года.
Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря.
В 1887 году вошел в состав Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А. А. Корнилова.
В мае 1889 года года вернулся в Кронштадт. По возвращении тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. Главной проблемой было усиленное обрастание корпуса, которое захватывало не только на сталь но и медную обшивку. В качестве временной меры в японском доке поверхность брони была покрыта лаком, а по возвращении в Кронштадт было решено распространить конструкцию защиты подводной части корпуса и на броневой пояс.
21 сентября 1891 года переоснащенный крейсер вышел в Средиземное море, где возглавил отряд из фрегата «Минин», клипера «Забияка» и черноморской канонерской лодки «Уралец». В марте 1892 г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» прошел Мраморным морем в Константинополь и далее в Черное море. Поступив в распоряжение великого князя Георгия Александровича, «Донской» доставил его в Пирей и продолжил плавание на Дальний Восток.
С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Донской» принимал визиты иностранных кораблей.
В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой. Крейсеру предстояло возглавить русский отряд (под флагом старшего флагмана 1-й флотской дивизии вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова), шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.
16 марта «Донской» отправился в плавание. Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришел прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. «Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев.
В сентябре крейсер прибыл на родину. Изношенные машины и котлы требовали капитального ремонта. В 1894 г. эти работы были закончены. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив ее на патронные орудия системы Канэ(шесть 152-мм и десять 120-мм пушек).
29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.
14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. Этот этап тихоокеанской службы затянулся для «Донского» на шесть лет. 7 октября 1897 года он первым вошел в новый владивостокский сухой док, а в марте 1898 года побывал в только что «арендованном» у Китая Порт-Артуре. В 1900 году крейсер участвовал в больших маневрах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».
12 декабря 1901 года «Донской» (под командованием капитана 1-го ранга М. И. Ваедер-Шкруфа) в составе броненосного отряда под флагом контр-адмирала Г. П. Чухнина вернулся из Порт-Артура в Кронштадт, где был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек заменили на 75-мм орудия. В 1903 году крейсеры «Донской» и «Алмаз» должны были конвоировать на Дальний Восток отряд миноносцев, но сборы затянулись, и крейсер вошел в состав отдельною отряда под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. К началу войны отряд успел преодолеть только Красное море, получив приказ вернуться. Командир «Донского» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский без приказа приступил к перехвату военных грузов, шедшх в Японию, но получил из Главного морского штаба категорическое предписание освободить задержанные суда.
В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественского и, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста.
В один из моментов боя «Донской» и «Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и починившаяся «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошел во Владивосток.
Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. У о. Дажелет в Японском море он остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова» и «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену), и к утру крейсер затонул, не спустив флага.
Список офицеров
- Командир - Капитан 1 ранга И.Н. Лебедев 1-й
- Старший офицер - Капитан 2 ранга К.П. Блохин
- Ревизор - Лейтенант А.О. Старк 1-й
- Старший минный офицер - Лейтенант Б.К. Шутов 1-й
- Младший минный офицер - Мичман В.В. Селитренников (до 16.11.1904)
- Старший артиллерийский офицер - Лейтенант П.Н. Дурново 2-й
- Младший артиллерийский офицер - Лейтенант Н.Н. Веселаго 2-й (до 17.11.1904)
- Младший артиллерийский офицер - Лейтенант Г.М. Рюмин 2-й (до 15.02.1905)
- Старший штурманский офицер - Полковник К.Ф.Ш. Г.С. Шольц
- Младший штурманский офицер - Мичман, с 06.12.1904 Лейтенант Н.М. Гирс 4-й
- Вахтенный начальник - Лейтенант Б.А. Страдецкий (до 15.11.1904)
- Вахтенный начальник - Мичман А.Ф. фон-Гернет 1-й (с 22.02.1905)
- Вахтенный начальник - Мичман В.Е. Затурский
- Вахтенный начальник - Мичман М.Ф. Синявский 2-й
- Вахтенный начальник - Мичман Д.Д. Погожев 2-й (до 22.02.1905)
- Вахтенный офицер - Мичман М.Г. Кнюпфер
- Вахтенный офицер - Мичман Г.Ф. Варзар (до 16.11.1904)
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части И.П. Мамонтов
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части А.И. Августовский
- Старший судовой механик - Подполковник К.И.М. П.А. Мордовин
- Трюмный механик - Поручик К.И.М. А.И. Михалевский
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. В.Н. Кольцов
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. Н.В. Скворцов
- Младший судовой механик - Прапорщик по механической части Н.П. Разумовский
- Старший судовой врач - Надворный советник К.П. Герцог
- Младший судовой врач - Лекарь И.И. Тржемский
- Судовой священник - Иеромонах отец Добровольский
Фотоальбом
События в городе:
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак».
Использованные источники:
Википедия - Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»