Русское Восточно-Азиатское пароходство
1906 - 1915
Русское Восточно-Азиатское пароходство (1899—1918) было основано в Санкт-Петербурге как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту.
В 1900 году Русское Восточно-Азиатское общество открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии» (англ. «Russian-America Line»). Линию обслуживали пароходы: «Эстония» (1889), «Митава» (до 1908 года - «Бирма») (1894), «Двинск» (1897), «Россия» (1908), «Курск» (1910), «Царь» (1912) и «Царица»(1917).
Русско-американская линия обслуживала маршруты:
- 1906-1915 Либава - Роттердам - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс)
- 1912-1914 Либава - Роттердам - Галифакс - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген)
- 1914-1917 Архангельск (лето) / Мурманск (зима) - Хаммерфест - Нью-Йорк
На линии Либава-Нью-Йорк, конкурентом Русско-американской линии был Добровольный флот, который открыл пассажирскую линию по тому же маршруту в том же 1906 году.
В 1915-1916 годах Верховный суд США рассматривал дела № 289 и № 332, в которых Русско-американские линии выступили истцом и ответчиком. В этих исках рассматривался вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства США группой судоходных компаний.
На Дальнем Востоке Русское Восточно-Азиатское общество было больше известно как «Русское Восточно-Азиатского пароходство» или «Р.В.А.П.О.». Оно выполняло грузовые и пассажирские рейсы для КВЖД, занималось перевозкой почтовой корреспонденции в Китай и владело регулярной пассажирской линией «Руссазиатик».
Линия обслуживала маршруты:
- Владивосток-Цуруга (длительность рейса была 39 часов)
- Владивосток-Нагасаки-Шанхай (длительность рейса Владивосток-Нагасаки была 51 час)
Расписание было согласовано с расписанием поездов Транссибирской магистрали, так например в 1907 году пароход из Шанхая приходил во Владивосток в четверг утром, т.к. поезд отправлялся в тот же день вечером. Визовый режим для въезда в Японию не был обременительным для всех категорий жителей Российской империи.
Суда «Русского Восточно-Азиатского пароходства» оперировавшие на Дальнем Востоке: «Монголия» (1901), «Соперник» (1891), «Азия» (1890), «Китай» (1898), «Корея» (1899), «Петроний» (1898), «Маньчжурия» (1900).
После революции в России Восточно-Азиатская компания продала часть флота Русско-американской линии, а пассажирские пароходы передала вновь образованной «Балтийско-американской линии» (англ. «Baltic American Line») под управлением английской фирмы «Cunard Line». Сменив судовладельца и порт приписки в 1921 году пароходы получили новые имена: «Эстония» (экс-«Царь»), «Польша» (экс-«Курск»), «Литва» (экс-«Царица»), «Латвия» (экс-«Россия»).
В свою очередь в 1930-м году Балтийско-американская линия продала три парохода «Гдыня-американской линии» (англ. «Gdynia America Line»). Новый владелец в свою очередь дал пароходам новые имена: «Пулатский» (экс-«Царь»), «Костюшко» (экс-«Царица»).
Пароход «Польша» (1910) (экс-«Курск») сохранил имя при смене владельца. С 1933 года плавал в Средиземном море, в 1939 году разобран на металолом.
Пароход «Латвия» (1908) (экс-«Россия») был продан в Японию и там получил имя «Фусо Мару» (англ. «Fuso Maru»). В 1938 году судно переименовано еще раз в «Хусо Мару» (англ. «Huso Maru»). В 1944 году пароход был торпедирован «USS Steelhead» и затонул в проливе Лусон.
Пароход «Бирма» (1894) (первым владельцем судно было названо «Замок Арундель») был куплен Восточно-Азиатской компанией в 1905 году, а в декабре 1907 года передан Русскому Восточно-Азиатскому обществу и получил имя «Митава». В 1914-1918 годах судно плавало в Юго-Восточной Азии, а в 1921 году было продано польской компании. Получив имя «Юзеф Пилсудский» пароход обслуживал пассажирскую линию Данциг-Нью-Йорк, затем был продан за долги и уже под именем «Вилбо» (англ. Wilbo) был разобран на металолом в Италии в 1924 году.
Пароход «Двинск» (1897) перешел под управление английской фирмы «Cunard Line», он был потоплен 18 июня 1918 года немецкой подводной лодкой «SM U-151».
Пароход «Маньчжурия» (1900) был перехвачен 3-м боевым отрядом японского флота 27 января 1904 года при доставке из Шанхая в Порт-Артур и Владивосток боеприпасов, воздухоплавательных средств и 800 тысяч банок мясных консервов. Авизо «Тацута» отконвоировал пароход в тыл в Японию, где он получил имя «Канто Мару» (англ. «Kanto Maru») и был оборудован устройствами для постановки мин. 12 декабря 1924 года сел на мель и затонул в 30 милях от города Йокосука.
Пароход «Эстония» (1889) (первым владельцем - «Bibby Line» - судно было названо «Йоркшир») был куплен Восточно-Азиатской компанией в 1905 году и назван «Индия». В 1907 году пароход был передан Русскому Восточно-Азиатскому обществу и под именем «Эстония» стал совершать трансатлантические рейсы на линии Либава - Нью-Йорк. Затем в марте 1912 года судно было переведено на дальний восток. 6 января 1913 года в районе Порт-Судан на Красном море на судне начался пожар. Погасить его не удалось и было принято решение покинуть судно. К 23 января пожар сам собой погас, но судно уже было потеряно и его затопили используя взрывчатку.
Пароход «Бирма»(1894) под командованием капитана Людвига Сталпинга (англ. Ludwig Stulping) участвовал в спасении пассажиров Титаника.
События в городе
Русское Восточно-Азиатское пароходство имело в Либаве филиал.
Источник
Википедия - Русское Восточно-Азиатское общество