ПЛ "Лосось"
Зачислена в списки кораблей ЧФ 5 июня 1904, заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905 году. Вступила в строй в мае 1906.
15 сентября 1905 г. ПЛ посетил Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев, а на следующий день ПЛ маневрировала перед Николаем II, наблюдавшим с борта парохода "Транзунд". Не обошлось без небольшого происшествия - лодка по вине командира навалилась на миноносец "Поражающий". В целом же показательное плавание оказалось успешным. 01 ноября 1905 г.совместно с ПЛ "Белуга" и "Пескарь" своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодка успешно выдержала этот переход.
До 11 марта 1906 г.относилась к классу миноносцев. В мае 1906 г. зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания. Осенью 1907 г. ПЛ по железной дороге была переброшена на Черное море, где вместе с ПЛ "Судак" образовала первый на Черном море полудивизион подводных лодок. 24 августа 1909 г. во время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Лодка погрузилась на глубину 24 м с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов.
С 1912 по 1913 гг. находилась в капитальном ремонте.
В период первой мировой войны ПЛ находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь.
16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота. С февраля 1918 г. находилась в порту на хранении. 01 мая 1918 г. была захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 г. была захвачена англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. затоплена в районе Севастополя.
Во время тренировочных спусков летом 1932 г. водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и "Налим". Лодки были подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и испытаний новых типов понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОНа в 1931г.
В 1941-1945 гг. в годы Великой Отечественной войны пролежала на грунте в Севастопольской бухте. В 1975 г. поднята и сдана Севастопольской базе «Главвторчермета» для разделки на металл.
Фотоальбом
События в городе:
9 апреля 1906 год - Из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
Вступившие в строй ПЛ интенсивно использовались для обучения личного состава и боевой подготовки; сосредоточение в Либаве сразу четырех однотипных ПЛ позволило начать отработку тактики дивизиона, командиры днем и ночью обучались совместным действиям. Либавский дивизион в какой-то мере стал прообразом "волчьих стай" времен Второй мировой войны. Эти ПЛ "Холланд-7р" совершали самостоятельные переходы в Ревель и Гельсингфорс, что само по себе являлось большим достижением для кораблей прибрежного действия.
Использованные источники:
КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА - КОРАБЛИ
Военно-Морской Флот России - "Лосось"
Русский фортификационный сайт - "ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ" Р.В. Кондратенко