Либавская купеческая биржа
1880 - 1940
Инициатором создания биржи был городской голова Карл Готлиб Сигизмунд Улих, Он вместе с консулом Ф.В. Розенкранцем и бургомистром К.Ф. Шнейдером, по примеру бирж Москвы, Санкт-Петербурга и Орла разработал новый устав для либавской биржи. Задачей являлось представление торговых интересов и поддержание связей с правительством. Правление биржевого комитета выбиралось из круга торговцев: только они могли высказывать предложения в отношении возможного развития торговли, промышленности и судоходства.
15 августа 1880 года российский Император Александр II Николаевич утвердил Устав либавского биржевого комитета. Вместе с тем торговый комитет был преобразован в «Лиепайскую торговую корпорацию». 8 января 1881 года прошло собрание биржевого сообщества, и состоялись первые выборы в биржевой комитет.
Начиная с 26 сентября 1885 года, собрания биржевой корпорации проходили регулярно. В новый комитет объединились 50 участников. Через 10 лет их число увеличилось до 70 человек.
В 1890 году «Лиепайская торговая корпорация» уже обслуживала сорок клиентов, двадцать контор и комиссий, четырёх маклеров и нотариальных контор, девять экспортных экспедиций. Выполнялись операции по грузоперевозкам через либавский порт и по Либаво-роменской железной дороге.
Здание Купеческой биржи находилось на Лесопильной площади (сейчас K. Zāles laukums). Сперва это здание принадлежало либавской христианской торгововой корпорации, позже в этом здании основали лиепайский торговый комитет, статус которого в 1823 году подтвердил генерал-губернатор маркиз Филипп Осипович Паулуччи. Для биржи здание было значительно перестроено и приобрело новый фасад, автором проекта перестройки был архитектор Пауль Макс Берчи.
В результате Первой Мировой войны Лиепая потеряла большую часть внутреннего российского рынка. Это был один из объективных факторов, который существенно повлиял на обороты и объёмы торговли в Латвии в период первой республики.
26 марта 1926 года лиепайская биржа получила новый статус – была определена как биржевой комитет с официальным статусом учреждения, предусмотренного для защиты торговых интересов. Работники биржи могли иметь торговые и корабельные предприятия, кредитные учреждения, страховые общества, кооперативные сообщества, кооперативные и экспедиционные конторы, которые могли покупать торговые знаки 1, 2, 3 или 4 категорий.
22 сентября 1931 году биржевая общественная палата для улучшения торговли открыла лиепайский свободный порт. В основании этого было намерение снизить таможенные тарифы, способствовать товарному транзиту через лиепайский порт, чтобы в следующие годы мирового экономического кризиса предприятия не затормаживали производство полностью.
Здание Либавской Купеческой биржи пострадало и было разрушено в первые дни Великой Отечественной войны, по набережной канала 28 июня 1941 года проходила последняя линия обороны города. Все здания на этой площади были разрушены, уцелело только здание Дома рабочих.
Источник
НашаЛиепая.LV - Либавская купеческая биржа