Главная » Гарнизон » Лиепайская ВМБ » 14-я эскадра ПЛ » 22-я бригада ПЛ » пр. 613

Подводная лодка пр. 613

22-я бригада подводных лодок

 

Подводные лодки проекта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey» — «Виски») – серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.

 

 

История проектирования: В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. 30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым начиналось создание проекта 613, который должен быть основан на конструкции немецкой лодки. После войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной подлодки. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.

История строительства: Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок (что составило рекорд в серийности постройки ПЛ в отечественном ВМФ). Всего предполагалось построить 340 ПЛ этого проекта. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих. ДПЛ пр.613 активно передавались другим странам. 10 ДПЛ переданы Египту, 12 – Индонезии, 2 – Албании и 2 еще корабля были захвачены Албанией на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений, 4 – КНДР, 3 – Сирии, 4 – Польше, 2 – Болгарии, 1 – Кубе.

За период службы в ВМФ СССР подводных лодок проекта 613 и их модификаций в мирное время потеряно 2 корабля:

  • С-80 – погибла в 1961 году в Баренцевом море вероятнее всего из-за ошибок в управлении
  • С-178 – погибла в 1981 году в Японском море из-за столкновения с теплоходом «Рефрижератор-13».

С лодкой С-363 произошёл международный скандал. В 1981 году она во время похода в Балтийском море в надводном положении ночью села на мель в территориальных водах Швеции прямо у ВМБ Карлскруна. Самостоятельно С-363 сняться с мели не могла. Был приказ взорвать свой корабль в случае попытки его захвата, так как на борту имелись торпеды с ЯБЧ. Лодка с мели была снята.

Основные характеристики: Тип корабля – Средняя ДПЛ. Обозначение проекта – проект 613.

Разработчик проекта – ЦКБ-18. Главный конструктор В. Н. Перегудов, Я. Е. Евграфов, З. А. Дерибин.

Владимир Николаевич Перегудов. (1902 – 1967, Ленинград) – советский учёный, инженер-конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Ленинской премии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, капитан 1-го ранга.

Яков Евграфович Евграфов (1904 – 1978) – инженер-конструктор, кораблестроитель, главный конструктор подводных лодок проекта «613», 640, сверхмалой подводной лодки «Тритон 1М» и других проектов. С 1950 по 1955 годы принимал участие в строительстве лодок проекта 613 в Николаеве. В 1955 году руководил проектированием подводной лодки радиолокационного дозора проекта 640 на основе проекта 613. В 1963 году, проводил модернизацию подводных лодок С-229 и К-142. В 1960 году под его руководством был разработан проект подводной лодки 629-Б. В 1966 году работал по созданию групповых подводных носителей типа «Тритон». В 1972 – 1973 годах двухместный аппарат «Тритон-1М» прошёл испытания, после чего началось его серийное производство.

Зосима Александрович Дерибин (1901 – 1986) Участник проектирования и строительства подводных лодок 1-й серии «Декабрист». С 1938 года – главный инженер, главный конструктор подводных лодок. С 1939 руководил разработкой проектов и обеспечением строительства подводных лодок, которые действовали в Великую Отечественную войну. В 1945 – 1948 годах находился в Германии в составе группы специалистов, командированных для изучения опыта немецкого подводного судостроения. С 1948 года принимал участие в разработке ДЭПЛ проекта 613. С 1950 года главный конструктор ПЛ проекта. 30 апреля 1953 года был назначен начальником СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»). В 1962 году строились подводные лодки проекта 641Б – Главный конструктор. В 1972 году стал почётным членом НТО имени академика А. Н. Крылова.

Кодификация НАТО – « Whiskey I class SS.svg». Скорость (надводная) – 8,2 узла. Скорость (подводная) – 13 узлов (13,6 без артиллерии). Рабочая глубина погружения – 170 м. Предельная глубина погружения – 200 м. Автономность плавания – 30 суток. Экипаж – 52 человека.

Размеры: Водоизмещение надводное – 1055 т. Водоизмещение подводное – 1347. Длина наибольшая (по КВЛ) – 76,06 м. Ширина корпуса наибольшая – 6,64 м. Средняя осадка (по КВЛ) – 4,55 м.

Силовая установка: Дизель-электрическая. 2 дизеля 37Д по 2000 л. с., 2 главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л. с. 2 электродвигателя экономического хода ПГ-103 по 50 л. с. 2 аккумуляторные батареи 46СУ по 112 элементов. 2 гребных вала. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.

Лодки проекта 613 оснащались устройством работы дизелей под водой (РДП).

Вооружение: Торпедно-минное вооружение – 4 носовых и 2 кормовых ТА калибра 533 мм, 12 торпед, до 22 мин АМД-1000 вместо торпед. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

Конструкция: Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков:

1. Торпедный. Отсек-убежище. 2. Аккумуляторный и жилой.3. Центральный пост. Отсек-убежище. 4. Вторая группа аккумуляторов, жилые помещения старшин. 5. Дизельный. 6. Электромоторный. 7. Торпедный. Отсек-убежище.

Модификации: Проект 613 имел множество модификаций, разработанных для улучшения характеристик лодок, испытаний новых видов вооружения, выполнения дополнительных задач. Некоторое количество модификаций не было реализовано. Дальнейшим развитием проекта стал проект 633.

Две ДПЛ пр.613 – С-222 и С-227 – были переданы министерству рыбного хозяйства и переоборудованы для океанографических и рыболовных исследований. Они получили названия «Северянка» и «Славянка».

В своё время ДПЛ пр.613 составляли основу советских подводных сил. Последние остававшиеся в строю лодки этой серии были списаны в 1991-92 годах.

 

Материал подготовил: ПЛЛ.

 

Источники:


Сайт «Русский подплав».

Сайт «АТРИНА». ДПЛ пр. 613 типа С-80 Whiskey I class SS.svg.

Тарас А. Е. Дизельные подводные лодки 1950-2005. — М., Мн.: АСТ: Харвест, 2006.

Титушкин С. И. – Подводные лодки 613 проекта.

Союз Советских Социалистических Республик. Подводные лодки проекта 613 (Whiskey class).