Крейсер "Олег"
Заложен 6 июля 1902 на Эллинге Нового адмиралтейства Санкт-Петербург. Спущен 14 августа 1903. Вступил в строй 12 октября 1904. Зачислен 5 ноября 1901.
Во время русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями.
С 16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 на Французско-Русском заводе в Санкт-Петербурге.
В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий, установлены новые ПУАО, для чего переделали боевую рубку.
25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 27 ноября по 29 ноября 1918 обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 июня по 16 июня.1919 обстреливал форт “Красная Горка”, входил в состав ДОТ. 18 июня 1919 во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе, был торпедирован и потоплен английским торпедным катером.
В 1919 часть 130мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты. В 1938 поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки.
Список офицеров
- Командир - Капитан 1 ранга Л.Ф. Добротворский
- Старший офицер - Капитан 2 ранга С.А. Посохов
- Ревизор - Лейтенант А.Н. Афанасьев 2-й
- Старший минный офицер - Лейтенант И.В. Миштовт
- Младший минный офицер - Лейтенант С.С. Политовский
- Старший артиллерийский офицер - Лейтенант А.В. Зарудный
- Младший артиллерийский офицер - Мичман М.М. Домерщиков
- Старший штурманский офицер - Лейтенант Д.Ф. Мантуров
- Младший штурманский офицер - Мичман П.К. Барон Буксгевден 2-й
- Вахтенный начальник - Лейтенант А.Ц. Мюнстер
- Вахтенный начальник - Мичман, с 17.04.1905г. Лейтенант Б.К. Шуберт 2-й
- Вахтенный начальник - Мичман К.В. Солдатенков 2-й
- Вахтенный начальник - Мичман А.С. Пилипенко
- Вахтенный начальник - Мичман М.А. Энгельгардт
- Вахтенный офицер - Мичман И.Н. Билибин
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части Н.Н. Добрынин
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части Н.П. Соколов 2-й
- Старший судовой механик - Подполковник К.И.М. Ф.О. Моэлин
- Помощник старшего судового механика - Капитан К.И.М. С.В. Глебов
- Трюмный механик - Поручик К.И.М. Ю.В. Мельницкий
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. Н.Ф. Шмоллинг
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. А.И. Чаадаев
- Младший судовой механик - Прапорщик по механической части Н.И. Соколов 1-й
- Судовой корабельный инженер - Младший помощник судостроителя Н.И. Лохвицкий
- Старший судовой врач - Надворный советник В.П. Аннин
- Младший судовой врач - Лекарь О.О. фон-Ден
- Судовой священник - Иеромонах отец Порфирий
Фотоальбом
События в городе:
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак».
3 ноября 1904 год - Из Либавы вышел «догоняющий отряд». Последний под командованием капитана 1 ранга Л.Ф. Добротворского.
В его состав вошли бронепалубные крейсера «Олег» и «Изумруд», вспомогательные крейсера «Днепр» и «Рион», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый», а также учебное судно «Океан».
Использованные источники:
Военно-Морской Флот России - Крейсер "Олег”