Либава
1795 - 25.04.1915
27 мая 1795 года - Курляндское герцогство, после отречения герцога от престола, было официально объявлено Курляндской губернией Российской Империи, Либа стала называться Либава.
1795 год - присоединения Курляндии к Российской империи, Либа стала отныне называться город Либава.
12 июня 1812 года - французская армия перешла границу Российской Империи, началась Отечественная война.
7 июля 1812 года - передовые части прусской армии, входившие в состав армии Наполеона, заняли Либаву. Для захвата города был выделен специальный отряд генерала Иорка, который направил к Либаве 2 батальона пехоты, эскадрон драгун и 2 орудия. Русское командование, исходя из общих планов войны, решило оставить Либаву и все побережье Курземе, чтобы стянуть силы к Риге, оборона которой имела крупное стратегическое значение. Французским интендантом в Либаве был назначен Монтиньи.
12 декабря 1812 года - русские войска вошли в Либаву.
1819 год - упразднения крепостного права в Курземе.
В царствование Николая I была построена каменная лоцманская башня и произведено очередное удлинение молов.
1831 год - порт получил права гавани первого класса.
1839 год - в городе проживает 8 тысяч человек.
1839 год - в Либаве открывается первая в Курземе фабрика красок и масел, с паровым двигателем.
1839 год - Либавское купечество ходатайствовал о постройке железной дороги, которая связала бы город с центральными районами России.
13 июня 1841 год - в Либаве датский подданный, корабельный мальчик Нильсен, 13-го июня увидев, что 10-тилетний сын прусского матроса Гака упал с строившегося на верфи корабля в воду, немедленно бросился за ним, вытащил его из глубины, но потом, потеряв силы, не мог доплыть с ним до берега и начал тонуть. Подоспевший однако к нему на помощь вахмистр Либавской полиции Краузе успел спасти их обоих.(ТАБЛИЦА ГЛАВНЕЙШИХ В ИМПЕРИИ ПРОИСШЕСТВИЙ, составленная из всеподданейших донесений, полученных от начальников губерний с 26-го июля по 2 августа 1841 года. Его Величество изволили читать. 5 августа 1841. ГАРФ Ф. 109. Оп. 224. Д. 16)
1848 год - либавская мануфактура по переработке костей превращена в частично механизированный чугунно-литейный завод купца Гармсена, завод имел паровой двигатель и обслуживался 29 постоянными мастерами и рабочими.
1848 год - созданы судостроительные мастерские, на которых постоянно работало 75-100 рабочих, в мастерских в течение 10 лет, с 1848 по 1857 гг., было построено 48 судов.
4(16) октября 1853 — 13(25) февраля 1856 - Крымская война.
6 мая 1854 года - два английских парохода английского флотоводца Чарльза Непира увели из Либавы стоявшие там купеческие суда с товаром.
26 августа 1858 год - Гейдатель Иван составил проект реконструкции порта, с некоторыми изменениями утвержденный. К работам приступили в 1861 г.
1860 год - Цесаревич Николай Александрович отдыхал в Либаве.
1860 год - открыто «Николаевское купальное заведение с горячими и холодными морскими ваннами», в котором имелись четыре грязевые ванны и сорок ванн с горячей морской водой.
1862 год - в город прибыл император Александр II Николаевич с супругой и семьёй.
1867 год - построен Православный Храм Св. Троицы. Самый старый православный храм в Лиепае
1868 год - закончилось углубление гавани и фарватера, были выстроены новые молы и два маяка.
1869 год - в городе проживает 9 тысяч человек.
1869 год - Паррот Мориц Федорович участвовал в приеме вновь устроенной телеграфной линии С.-Петербург—Либава. Сверх сего, участвовал в экспедиции для проложения телеграфного кабеля в Балтийском море для русско-датской телеграфной линии.
4 сентября 1871 год - в Либаву пришел первый поезд из Вильно.
1873 год - открылось регулярное железнодорожное сообщение через Мажейкяй-Елгаву с Ригой и Динабургом (Даугавпилсом).
1873 год - проведен Первый Латышский Национальный праздник песни.
1874 год – в порту городом приобретен пароход, который несет обязанности буксира и ледокола.
с 1874 по 1875 год - строительство Курортного заведения в северо-западной части Приморского парка.
1876 год - открытие первой в России западно-восточной железнодорожной линии Либаво-Роменская магистраль общей протяженностью свыше 1000 км.
1877 год - в городе проживает 18800 человек.
1877 год - план расширения порта рассмотрело Особое совещание, под председательством министра путей сообщения, адмирала Посьет К. Н., а 28 февраля 1878 года был заключен соответствующий контракт с Обществом Либаво-Роменской железной дороги, взявшим работы на себя.
1878 год - построено новое здание таможни с обширными складами и подъездными путями.
1879 год - в городе проживает 29 300 человек.
С 1879 по 1880 - железнодорожной компанией построена новая товарная станция, которая могла принимать до 300 вагонов ежедневно.
1881 год - начинает работать газовый завод.
1882 год - владелец вестфальского металлургического предприятия в местечке Шальке Вильгельм Бёкер решил построить в Либаве завод для производства проволочного железа, проволоки и гвоздей. Для этого в начале года в городе создаётся коммандитное товарищество с первоначальным капиталом в 250 000 рублей. Руководство предприятия берёт на себя Адольф Бёкер, сын Вильгельма. 16 августа того же года канцелярия Курляндского губернатора одобрила проект постройки зданий, и 28 сентября стало официальной датой начала строительства пудлингового, железопрокатного, проволочного и проволочно-гвоздильного завода «Бёкера и Ко».
1882 год - открытие олифовой фабрики датчанина А. Килера, в 1889 году небольшое предприятие преобразовано в крупное промышленное акционерное общество.
1883 год - построен новый железный мост через канал.
1883 год - открытие фабрики жестяных изделий Бангерта.
1885 год - открытие машиностроительного завода германского подданного С. Струппа.
1886 год - открытие линолеумного завода шведской фирмы «Викандер и Ларсон».
С 1871 по 1886 - расширен и углублен канал, соединяющий озеро с морем, построен мол, воздвигнуты элеваторы. Царское правительство отпустило на реконструкцию Лиепайского порта большую для того времени сумму — 510 тысяч рублей. После реконструкции порт мог принимать океанские корабли, что привело к резкому увеличению его грузооборота. Если с 1 января по 15 октября 1877 года Лиепаю посетило 711 кораблей, то с 1 января по 1 сентября 1879 гола — в порт вошло 1396 судов.
1889 год - вступает в строй электростанция, мощностью в 570 лошадиных сил.
15 января 1890 год - император Александр III подписывает указ о строительстве Либавской военно-морской крепости, начинается модернизация и расширение порта. После смерти Царя (20 октября 1894 года), 5 декабря 1894 года - Военный порт получил имя – Порт Императора Александра III.
12 августа 1893 года состоялась церемония официальной закладки Военного порта. Накануне в аванпорт вошли и стали на бочках корабли Балтийского флота, во главе с императорской яхтой “Полярная Звезда” и эскадренным броненосцем “Император Александр II”. Почетный караул с броненосца встретил царя у закладочного павильона в 9-35 утра. Александр III принял строевой рапорт командующего войсками округа, поздоровался с караулом и в сопровождении императрицы, наследника, великих князей и свиты направился в павильон. Там, после молебна, почетные гости положили в специально подготовленные массивы серебряные монеты. Затем поверх монет поместили закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола. По сему случаю был устроен смотр балтийского флота, в котором приняли участие шесть миноносцев «Виндава», «Нарва», «Котлин», «Моонзунд», «Гангаль», канонерские лодки «Грозящий» и «Отважный», минные крейсеры «Воевода» и «Посадник» и три яхты — «Славянка», «Царевна» и "Полярная звезда".
5 Декабря 1894 год - император Николай II издал директиву предписывающую активное возведение военных фортов, на что из казны была выделена немыслимая по тем временам сумма - 800 миллионов золотых рублей. Началась фортификационная эпоха города...
1897 год - в городе проживает 64 500 человек.
14(7) сентября 1899 год - состоялся пробный рейс Либавского трамвая. Регулярное движение трамваев - открылось 26(14) сентября 1899 года. Самый первый электротранспорт в Балтии.
28 июня 1901 год - заложен Либавский морской Николаевский собор в присутствии генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича.
22 августа 1903 год - император Николая II на яхте "Штандарт" прибыл в Либаву, на освящение Либавского морского Николаевского собора и осмотра порта и крепости .
8 февраля 1904 - 27 июля 1905 - Русско-японская война.
2 октября 1904 год - из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
1905 год - построили Старую водонапорную Башню, её высота – 37 м. Воду из глубокой скважины паровыми насосами качали в резервуар башни, оттуда три раза в день по два часа вода подавалась в резервуары на чердаки домов Военного городка.
13 января 1905 год - ЛСДРП объявило общую забастовку.
15(28) июня 1905 год - восстание моряков Либавской Военно Морской Базы. Обстреляны дома офицеров, здания управления порта и адмиралтейства. Высланная на усмирение рота матросов присоединилась к восставшим. Город объявлен на военном положении. Подавлено 18 июня (1 июля) 1905 года.
9 апреля 1906 год - из всех готовых лодок в Порту Императора Александра III был образован Учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Щенснович) в составе: подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Минога», «Почтовый» и учебного транспорта «Хабаровск», приступивший к усиленной подготовке личного состава для всего подводного флота.
25 июня 1906 год - Русское Восточно-Азиатское Пароходство, рейсом парохода "Смоленск", открыло регулярную товаро-пассажирскую линию Либава – Нью-Йорк с заходом в Роттердам. На линии работало 5 судов.
9 августа 1906 год - построен мост металлической конструкции через канал Военного городка. Взорван во время I Мировой войны, позже восстановлен.
11 марта 1907 год - начал свою история в Лиепае - Лиепайский Государственный Драматический театр.
27 июня 1907 года - Либавская приморская крепость ликвидирована, в 1909 году начат перевод ее личного состава и вывоз материальной части. Понизился и статус военного порта, который стал передовой базой Русского Императорского флота на Балтике.
1908 год - открытие либавской обувной фабрики «Лива».
1910 год - открытие шерстопрядильной и ткацкой фабрики «Либавская мануфактура».
1912 год - открытие либавского толевого завода Иогансона.
27 августа 1912 года – в городе состоялись торжественные мероприятия в связи с празднованием 100-летия Бородинского сражения.
осень 1913 года - в Либаве была оборудована первая морская авиастанция с 8 гидросамолетами.
15 декабря 1913 года - морской летчик лейтенант Кульнев Илья Ильич впервые в истории, в районе Либавы, совершил фигуру высшего пилотажа - полёт вниз головой на гидросамолёте “Сикорский-10”.
1914 год - в городе проживает 112 000 человек.
28 июля 1914 - Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 1 августа Германия объявила войну России, 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России, началась Первая Мировая война - Великая война.
2 августа 1914 год - немецкие крейсеры "Аугсбург" и "Магдебург" произвели бомбардировку Либавы.
сентябрь-ноябрь 1914 года - флот еще базировался в Либаве, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.
17 апреля 1915 года – командующий Балтийским флотом Эссен Н.О. в связи с отступлением Русской армии приказал оставить Либаву. В соответствии с этим приказом взорваны позиции одной долговременной береговой батареи, значительная часть сооружений среднего сухопутного укрепления (на редутах и центральном форту, между озёрами). Южное и северное сухопутные укрепления, а также укрепление – редан на Тосмарском озере остались целыми. У южных ворот аванпорта, при оставлении города, затоплено несколько судов и большая землечерпалка, из трех мостов взорван северный пролет железнодорожного моста через Торговый канал и северный пролет разводного моста через Военный канал, , а также телеграф на территории Морского города (Военный городок).
25 апреля 1915 года - германский отряд под командованием майора Клука занял Старый город , а затем и крепость. Немцы активно использовали Военный порт Либавы в течении всей войны.
7 мая 1915 года - День оккупации Либавы немецкими войсками, после чего городу дано немецкое название Libau.