ВОЕННЫЙ ПОРТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В ЛИБАВЕ
Р.В. Кондратенко
Часть II
Исторический альманах "Цитадель", №2(5), 1997
Морское министерство предполагало создать новую базу флота в Либаве в два этапа: сначала построить аванпорт, а затем, согласовав проект с военным министерством, и сам порт.
19 января 1890 г. строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. На сооружение аванпорта отводилось пять лет, с 1890-го по 1894 г. Чтобы не упустить благоприятного для строительных работ летнего времени Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) заключило 14 мая 1890 г. контракт с П.А. Борейшей и С.П. Максимовичем на его постройку. Подрядчики тут же энергично взялись за дело: закупили необходимый для работ лес и камень, приобрели и отправили в Либаву 4 паровых копра, 8 шаланд с откидным дном, в Англии и Германии заказали машины и приспособления. К 30 июня на месте строительства было уложено более 8 километров железнодорожных путей, заложены фундаменты бетонного завода и мастерских, началось строительство временной гавани. Однако задержка зарубежных поставок заставила сдвинуть контрактные сроки. 15 марта 1891 г., следовало предъявить приемной комиссии бетонный завод, но монтаж его оборудования еще продолжался. Не успели также построить ни одной пристани во временной гавани. Из-за плохой погоды рабочие только приступили к рытью котлована корневой части северного мола. По ходатайству Макдональда, вместо отстранения подрядчиков, им позволили перенести сдачу объектов на более позднее время.
18 мая на крейсере Азия в Либаву прибыл управляющий морским министерством вице-адмирал Н.М. Чихачев. В его присутствии бетонный завод наконец пустили в действие, но механизмы еще не были отлажены и давали сбои, так что пришлось завод остановить. Вторично его запустили 22 мая, и с этого дня началось изготовление бетонных массивов, весом до 20 тонн, предназначенных для сооружения мола и волноломов. Вскоре строители приступили к созданию булыжного основания мола. Камень доставляли из Павловской гавани (Павилоста), расположенной в устье реки Сакке, в 28 милях севернее Либавы. В перевозках участвовало 11 шаланд и 4 буксирных парохода. Одновременно на берегу возвели корневой участок мола, собрали на нем купленный в Англии паровой кран Титан. 16 августа,в присутствии Чихачева, уложили первый массив кладки. На стройке трудились свыше 5.000 рабочих, в основном из Виленской, Ковенской и Витебской губерний. Наряду с укладкой мола началась наброска массивов южного волнолома. До глубины в 2,4 м ее производили со специально оборудованных барж, затем — при помощи плавучих кранов.
Осенью 1891 г. в Россию пришла беда. Неурожай, затронувший 20 губерний, с особой силой ударил по мелким крестьянским хозяйствам. Не имея ни запасов зерна, ни денег на его покупку, крестьяне оказались в тяжелом положении. На помощь им пришли общественные организации и казна. Неожиданные расходы, разбалансировавшие бюджет, заставили министра финансов И.А. Вышнсградского искать пути экономии средств. Были сокращены многие статьи государственного бюджета. Не избежали этой участи и работы в Либавском порту. Лишь благодаря усилиям И.Г. Макдональда сокращения оказались минимальными.
Наступила зима, участились простои из-за штормовой погоды. В начале 1892 г. жестокие бури дважды повреждали голову мола. Затем ударили морозы, температура воздуха упала до -22,5 °С., что редко случалось в этих местах, и временная гавань замерзла. Однако пароходы взломали тонкий лед и возобновили подвозку камня из Саккенгаузена. Работы пошли обычным порядком до марта, когда обильные снегопады прервали их вновь.
Несмотря на возникавшие трудности, подрядчики действовали столь успешно, что встал вопрос о проектировании сооружений военного порта и крепости. По этому поводу во дворце генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича 13 мая состоялось специальное совещание высших чинов Морского и Военного ведомств. Вниманию собравшихся был предложен проект укреплений, его рассмотрели и несколько изменили. В море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры. Крепость должна была обойтись в 15,55 млн. рублей. Проект получил высочайшее утверждение 30 августа 1892 г. 19 октября Александр III утвердил и план порта, предварительно откорректированный по замечаниям главных командиров, капитанов над портом и инспекторов Морского технического комитета (МТК).
Ранней весной 1893 г. в Либаве появились инженеры военного ведомства. Энергичный полковник Д.И. Бубнов, возглавлявший их, немедленно распорядился вырубить лес в полосе шириной более 375 м от берега моря. Деревья рубили и на землях, отведенных морскому ведомству, что привело к конфликту между Бубновым и Макдональдом. Стараниями Бубнова на расчищенных площадках разметили контуры укреплений, провели нивелирование и в апреле приступили к земляным работам. А летом в Либаву прибыла Комиссия по вооружению крепостей, ей предстояло осмотреть местность и разработать "Табель нормального вооружения".
В порту же готовились к церемонии официальной закладки, для которой построили специальный павильон, амфитеатр для публики, платформы на головах волнолома и на северном молу; декорировали бетонный завод и тщательно убрали территорию. Художественное оформление принадлежало архитектору Берги. Церемония состоялась 12 августа 1893 г. Накануне в аванпорт вошли и стали на бочках корабли Балтийского флота, во главе с императорской яхтой Полярная Звезда и эскадренным броненосцем Импертор Александр II. Почетный караул с броненосца встретил царя у закладочного павильона в 9-35 утра. Александр III принял строевой рапорт командующего войсками округа, поздоровался с караулом и в сопровождении императрицы, наследника, великих князей и свиты направился в павильон. Там, после молебна, почетные гости положили в специально подготовленные массивы серебряные монеты. Затем поверх монет поместили закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.
Не прошло и двух месяцев после закладки, как большая часть оградительных сооружений была окончена: севернее коммерческого порта в море вытянулись мол и два волнолома, вместе с южным молом отгородившие акваторию, площадью около 5 км . Общая стоимость всех работ составила 9,815 млн. рублей.
27 ноября И.Г. Макдональд сообщил главному инспектору Морской строительной части (МСЧ) об окончании строительства аванпорта и заодно попросил предоставить ему двухмесячный отпуск. Огромное напряжение, когда работы шли днем и ночью, сказалось на здоровье полковника. Он потерял сон и аппетит и по рекомендации врачей был отправлен на лечение за границу.
И.Г. Макдональда временно сменил штабс-капитан Н.Г. Корсакевич. На его плечи легла ответственность за первое сооружение порта — портовый канал. Плавной дугой изгибавшийся к югу, канал должен был достигать ширины: по зеркалу воды около 128 м, а по дну — 64. Копали его в два приема: вначале вручную снимался песчаный грунт до уровня воды, а затем приступала к делу землечерпательная машина, год назад доставленная из Марселя, которая медленно продвигалась в сторону Тосмарского озера.
В эти же дни в Петербурге, в чертежной строительной части МТК, спешно готовили документацию будущего порта. Проекты казарм и флигелей обсуждались на совещаниях строевых офицеров, проекты госпитальных павильонов — на совещаниях врачей. Допоздна засиживались немногочисленные чертежники, воспроизводя на ватмане пожелания специалистов.
Write a comment