Крейсер " Жемчуг"
Заложен 14 июня 1902 на Невском судостроительном и механическом заводе, Санкт-Петербург. Спущен 27 августа 1903. Вступил в строй в сентябре 1904. Зачислен 05 ноября 1901. После вступления в строй классифицировался как крейсер второго ранга.
Во время русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Участвовал в Цусимском сражении (9 человек убито) после которого ушел в Манилу, где 21 мая 1905 был интернирован местными властями.
24 мая 1906 вошел в состав Сибирской Флотилии. 27 сентября 1907 переклассифицирован, в крейсер. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911 в Владивостокском порту с полной заменой трубок в котлах, настила второго дна и модернизацией артиллерийских станков (были увеличены углы возвышения до 25). Кроме того, были демонтированы грот, фок-мачты и оставлена лишь одна средняя мачта с площадкой для прожекторов.
С началом Первой Мировой воны вошел в состав союзной эскадры крейсеров, оперировавшей в Тихом и Индийском океанах. В августе-октябре 1914 обеспечивал конвоирование военных транспортов и торговых судов, вел поиски действовавшего в северо-восточной части Индийского океана германского крейсера “Emden” и снабжавших его угольщиков.
После напряженных походов крейсер 13 октября 1914, по указанию английского командующего, прибыл в порт Пенанг (Индокитай) для переборки механизмов и чистки котлов. На рейде находились французская канонерская лодка и два миноносца, дозорную службу несли третий миноносец и лоцманский катер. В 12 милях от якорной стоянки находился английский наблюдательный пост. В ночь на 15 октября 1914 подвергся внезапной артиллерийско-торпедной атаке крейсера “Emden”, сумевшего обмануть охрану рейда, замаскировавшись под британский крейсер. От взрыва погреба боезапаса корпус корабля переломился и затонул на глубине 30 м. Из 354 членов экипажа погибли 82 человека.
В декабре 1914 часть 120мм орудийного корпуса была поднята водолазами вспомогательного крейсера “Орел”, доставлена в Россию и установлена на кораблях Балтийского флота и Черноморского флота.
Погибшим русским морякам с крейсера “Жемчуг” был установлен в Пенанге памятник.
Список офицеров
- Командир - Капитан 2 ранга П.П. Левицкий
- Старший офицер - Лейтенант С.С. Вяземский
- Ревизор - Лейтенант Ф.А. Матисен
- Минный офицер - Лейтенант П.В. Линден
- Артиллерийский офицер - Лейтенант Н.И. Игнатьев 3-й
- Старший штурманский офицер - Лейтенант В.И. Дмитриев 6-й
- Младший штурманский офицер - Мичман В.А. Киселев 2-й
- Вахтенный начальник - Лейтенант Д.М. Барон Врангель 2-й
- Вахтенный офицер - Мичман Н.М. Ратьков 3-й
- Вахтенный офицер - Мичман Г.А. Тавастшерна
- Вахтенный офицер - Прапорщик по морской части Э.А. Спадовеки
- Старший судовой механик - Штабс-капитан К.И.М. А.В. Новиков
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. И.Ф. Твердюков
- Младший судовой механик - Поручик К.И.М. Н.Г. Щировский
- Младший судовой механик - Младший инженер-механик Владимир Алексеевич Зарин
- Младший судовой механик - Прапорщик по механической части Вячеслав Семенович Демидов
- судовой врач - Коллежский асессор А.И. Викторов
Фотоальбом
События в городе:
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили недавно построенный, но довольно слабый, а главное, недостаточно защищённый броненосец «Ослябя» (флагман) и два старых корабля — «Сисой Великий» и «Наварин», а также старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской», бронепалубные крейсера 1 ранга «Олег», «Аврора» и «Светлана» и 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд», небронированный крейсер-яхту «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал»; позже к ним присоединились ещё несколько вспомогательных крейсеров. В первоначальный состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». По Балтике эскадру сопровождал ледокол «Ермак».
Использованные источники:
Военно-Морской Флот России - Крейсер " Жемчуг"