Крейсер «Владимир Мономах»
«Владимир Мономах» — Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер), второй в серии из двух кораблей типа «Дмитрий Донской». Заложен 10 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Самойловым.
В августе, не закончив приемных испытаний, крейсер под команованием капитана 1-го ранга П. А. Полянского конвоировал в Копенгаген яхту «Держава» с императорской семьей на борту. Вернувшись, вошел в состав Балтийского флота.
29 сентября 1884 г. «Мономах» вышел в Балтийское море, а потом в Средиземное, следуя на Дальний Восток. По дороге из Порт-Саида в Суэц крейсер находился под наблюдением новейшего английского броненосца «Агамемнон», однако в Суэцком канале сумел оторваться от преследования и благополучно прибыл в Нагасаки, где на нем поднял флаг командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал А. Е. Кроун. Затем эскадра сосредоточилась во Владивостоке — готовились к войне с Англией, хотя «Мономах» был единственным российским броненосным кораблем на Тихом океане.
С 9 апреля 1885 года крейсер под командованием старшего офицера капитана 2-го ранга Я. А. Гильтебрандта курсировал между Владивостоком и Японией. Осенью, после мирного разрешения конфликта с Англией, русская эскадра по обыкновению ушла на юг, где провела зимние месяцы. 7 марта 1886 г. корабли вновь вернулись на Дальний Восток и «Мономах» возобновил свою обычную службу. 20 декабря крейсер вышел из Нагасаки и в июле 1887 года прибыл в Кронштадт.
В 1888—1889 годах крейсер прошел модернизацию — устаревшие орудия ГК заменили новыми 30-калиберными.
1 января 1889 г. на крейсер был назначен новый командир, капитан 1-го ранга Ф. В. Дубасов. 25 ноября крейсер вновь отправился на Дальний Восток, но, прибыв в Пирей, получил приказ дожидаться формирования отряда, с которым на Дальний Восток должен был следовать великий князь Георгий Александрович.
Вскоре планы изменились, и в Триесте «Мономах» присоединился к крейсеру «Память Азова» (под флагом флаг-капитана императора контр-адмирала В. Г. Басаргина), на борт которого 19 октября 1890 года поднялся цесаревич Николай, пожелавший участвовать в походе на Дальний Восток. В феврале 1891 года на о. Цейлон крейсера присоединились к Тихоокеанской эскадре, а 11 мая в составе эскадры прибыли во Владивосток.
Во Владивостоке командиром крейсера назначили капитана 1-го ранга О. В. Старка. В начале декабря «Мономах» перешел в Нагасаки для подготовки к возвращению на Балтику. 9 апреля 1892 года при выходе с рейда, огибая, как того требуют морские обычаи, корму флагманского «Азова», плохо знакомый с кораблем Старк посадил его на мель. Только к вечеру следующего дня крейсер покинул Нагасаки и 10 сентября благополучно прибыл в Кронштадт.
В 1892—1893 годах крейсер прошел капитальный ремонт: тяжелый деревянный рангоут был снят и заменен на три легкие сигнальные мачты (помимо уменьшения осадки это заметно сократило экипаж). Были отремонтированы и переставлены котлы.
2 октября 1894 года крейсер под командованием капитана 1-го ранга З. П. Рожественского ушел на Средиземное море, чтобы сменить крейсер «Память Азова», но в начале 1895 г. в связи с угрозой войны с Японией был спешно направлен на Тихий океан и 11 апреля прибыл в Чифу. 1 мая на нем поднял свой флаг командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Е. И. Алексеев. После подписания Симоносекского мирного договора крейсер обошел берега Кореи, осматривая порты, пригодные для устройства военно-морской базы. Но 24 января 1896 года ему пришлось отправиться в Кронштадт для замены устаревшей артиллерии.
В течение 1896—1897 года на крейсере были установлены пять 152/45-мм (одно на полубаке и 4 в спонсонах) и шесть 120-мм (на батарейную палубу) патронных пушек Канэ. Новые станки Меллера на центральном штыре значительно уменьшали габариты орудий и облегчали наводку.
В ноябре 1897 года крейсер под командованием капитана 1-го ранга П. П. Ухтомского вновь отправился на Дальний Восток, где участвовал в занятии Порт-Артура.
В июне 1900 года крейсер использовали для переброски войск, направленных на подавление «восстания боксёров». Экипаж крейсера участвовал и в боях на суше. 27 июня с него на берег свезли два 120-мм орудия, из которых два дня спустя обстреляли китайские позиции.
В сентябре, маневрируя в малознакомой акватории Порт-Артура, крейсер под командованием капитана 1-го ранга протаранил и потопил торговое судно Crown of Aragon.
В декабре 1901 года, встретившись в Гонконге с «Дмитрием Донским», крейсер отправился в Средиземное море. Вместе с эскадрой контр-адмирала Г. П. Чухнина крейсера проследовали Суэцким каналом и пришли в Танжер. Там «Мономах» был оставлен нести службу стационера и лишь в сентябре прибыл в Кронштадт.
В 1903—1904 году планировалось переделать корабль в учебный, но из-за спешного формирования 3-й Тихоокеанской эскадры (командующий контр-адмирал Н. И. Небогатов) ограничились минимальными переделками (например, были установлены оптические прицелы к 152-мм и 120-мм орудиям).
3 февраля 1905 года вышел из Либавы, в составе Первого отряда Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова.
14 мая 1905 года «Мономах» под командованием капитана 1-го ранга В. А. Попова участвовал в Цусимское сражение, охранявший колонну транспортов, энергично обстрелял японский крейсер «Идзуми», нанеся тому ощутимые повреждения, сам же благополучно избежал повреждений.
С началом сражения главных сил «Мономах» вступил концевым мателотом в колонну крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время дневного боя крейсер получил лишь 5 попаданий (1 убитый, 16 раненых, разбито одно 120-мм орудие). Около 16:00 тяжелый снаряд, взорвавшийся возле носового 152-мм элеватора, вызвал сильный пожар, который не привел к взрыву боезапаса лишь благодаря умелым действиям трюмного старшины.
Ночью крейсер успешно отбил три атаки миноносцев, но в 21:00 был торпедирован в носовую часть правого борта, в район угольной ямы N2. Попытки подвести пластырь ни к чему не привели. Слабые от старости переборки корабля не выдерживали напора воды и ломались. Были залиты оба котельных и правое машинное отделение — аварийные помпы отключились из-за прекращения подачи электричества.
В. А. Попов направил крейсер к корейскому берегу, чтобы выброситься на камни, но дошел лишь до о. Цусима, где был застигнут контрминоносцем «Сирануи» и вспомогательным крейсером «Садо-Мару». Крен корабля уже достиг 18 градусов и вести ответный огонь могли лишь 75-мм орудия при предельном угле снижения. Японцы, видя безнадежное положение судна, сами перестали стрелять.
Были открыты кингстоны и крейсер быстро затонул. Это произошло в 10 часов 20 минут 15 мая 1905 года в точке с координатами 34°32' с.ш., 129°40' в.д. Экипаж был принят на борт японскими вспомогательными крейсерами «Садо-Мару» и «Мансю-Мару».
19 сентября 1905 года «Владимир Мономах» был исключен из списков флота.
Судовые офицеры
- Штаб Командующего 1-м отдельным отрядом судов Тихого океана - Флагманский обер-аудитор подполковник военно-морского судебного ведомства В. А. Маневский
- Командир - капитан 1-го ранга В. А. Попов 1-й
- Старший офицер - лейтенант (с 17.04.05 капитан 2-го ранга) В. П. Ермаков
- Ревизор - мичман Г. Н. Пелль 4-й
- Минный офицер - мичман В. Г. Антонов 2-й
- Старший артиллерийский офицер - лейтенант А. А. Пеликан 1-й (20.12.1904 переведен на эскадренный броненосец «Император Николай I»)
- Старший артиллерийский офицер - лейтенант Н. Н. Нозиков (20.12.1904 переведен с учебного судна «Воин»)
- Младший артиллерийский офицер - мичман А. В. Павлов 2-й
- Старший штурманский офицер - лейтенант Д. П. князь Максутов 2-й
- Младший штурманский офицер - лейтенант В. И. Орлов 1-й
- Вахтенный начальник - лейтенант А. П. Мордвинов 2-й
- Вахтенный начальник - мичман С. В. Лукомский
- Вахтенный офицер - мичман С. Н. Мемнонов
- Вахтенный офицер - мичман Г. Г. барон фон-дер Остен-Сакен 3-й
- Вахтенный офицер - мичман М. П. Корецкий
- Вахтенный офицер - мичман Г. Метакса
- Вахтенный офицер - прапорщик по морской части А. И. Рытов
- Вахтенный офицер - прапорщик по морской части В. П. Джоржи
- Старший судовой механик - старший инженер-механик (с 01.01.05 подполковник К. И. М. Ф.) Е. А. Корнильев
- Трюмный механик - младший инженер-механик (с 01.01.05 поручик К. И. М. Ф.) Е. Эльтцберг
- Младший судовой механик - младший инженер-механик (с 01.01.05 Поручик К. И. М. Ф.) Г. К. Опель
- Младший судовой механик - прапорщик по механической части А. К. Редько
- Младший судовой механик - прапорщик по механической части И. Ф. Бойко
- Старший судовой врач - надворный советник К. А. Заржецкий
- Младший судовой врач - лекарь А. М. Лобода
- Комиссар - титулярный советник Копысов
- Судовой священник - иеромонах о. Аполлинарий
Фотоальбом
События в городе:
2 октября 1904 год - Из Либавы вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Рожественского З.П, на помощь Русскому флоту в русско-японской войне.
3 февраля 1905 года - Из Либавы вышел Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова .
В его состав входили старый броненосец «Император Николай I» (флагман), броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин», старый броненосный крейсер «Владимир Мономах», а также несколько вспомогательных судов. Во второй отряд планировалось включить новейший броненосец «Слава» и три хоть и старых, только, что прошедших модернизацию и вполне боеспособных корабля — броненосец «Император Александр II» и крейсера «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», однако этот отряд (который по силе был как минимум не слабее первого) так и не был сформирован.
Использованные источники:
Википедия - Крейсер «Владимир Мономах»